История паллет. Причины популярности грузовых паллет

История паллет. Причины популярности грузовых паллет

  • «Прадедом» современной паллеты был скид (skid), использовавшийся на американских фабриках еще в начале ХХ века. Это был деревянный щит, к котором снизу крепились боками две доски. С развитием погрузочных аппаратов конструкция скида изменялась и совершенствовалась. В 1925 году снизу к доскам прибили еще один щит, и прообраз паллеты приобрел вполне узнаваемый вид.
  • Мощным стимулом к развитию паллетизации грузоперевозок послужила Вторая мировая война, а конкретнее – вступление в нее США. Ситуация требовала как можно более организованной отправки огромного количества военных и гуманитарных грузов по всему миру, а мужчин-рабочих в эти годы, конечно, не хватало. Применение паллет позволило сократить необходимость в грузчиках, увеличить пропускную способность складов и пакгаузов. И хотя в большей мере паллеты применялись в Тихоокеанском регионе, Европа тоже оценила выгоды от подобного вида тары.
  • Большинство стран Евросоюза требует, чтобы ввозимые на их территорию деревянные паллеты имели фитосанитарный сертификат, подтверждающий, что они прошли фитообработку. После прохождения обеззараживания по Стандарту №15 на поддоны и крепежные материалы наносится специальная маркировка – регистрационный номер, присвоенный национальной службой по карантину и защите растений, а также код стран и обозначение метода обеззараживания (HT — heat treatment — теплообработка, KD — kiln-drying — камерная сушка, MB — methyl bromide — обработка бромистым метилом).
  • ГОСТы на поддоны в России не изменялись со времен СССР. Эксперты пришли к выводу, что заявленная в ГОСТе максимальная грузоподъемность паллет (1 тонна) является заниженной. Новый европоддон нормально выдерживает грузы весом в 1500, а то и в 2000 кг. Однако тут стоит учитывать и другие факторы. Во-первых, грузоподъемность транспортного средства, которую превышать никак нельзя. Так, при полной загрузке фуры стандартными поддонами (33 шт.), допустимая нагрузка на один поддон будет составлять всего 800 кг. Во-вторых, мощность большинства автопогрузчиков и им подобной складской техники, которая не рассчитана на вес свыше 1800 кг.
  • В транспортных документах при международных грузоперевозках зачастую требуют указать, сколько у вас грузовых мест — COLLI, в CMR и TIR обычно сокращают до CLL. Под этим термином подразумевается отдельное грузовое (транспортное) место — любой груз, который можно погружать и разгружать как одно целое: коробки, мешки, ящики, бидоны, перевозимые без паллет, а также и груз на паллете. Таким образом, если в контейнер или фуру загружено 5 паллет и 12 коробок, то в транспортных документах можно указать 17 collies. (c франц. colis — ящик, тюк, пакет, место багажа)



Причины популярности грузовых паллет:

Частое использование паллет на транспорте и хранении грузов стало логическим продолжением применения механической силы вместо людской. Широкое распространение паллет связано с резким увеличением мирового грузооборота, с повсеместным использованием средств механизации при проведении погрузочно-разгрузочных работ кранов и и вилочных погрузчиков, а также с заботой о сохранности груза.
Особенно популярны паллетные перевозки в странах Европы, где вообще любят возить все туда-сюда. Отличные дороги, огромная сеть складов и логистических компаний, вылизанные конкуренцией тарифы на перевозку и обработку грузов — все это с легкостью позволяет первозить чудовищьное количество грузов без малейших усилий со стороны заказчиков перевозок.
Например, картошку из Германии возят мыть от земли в Польшу (забота об экологии), а затем везут обратно в Германию, сжигая тонны топлива (тоже, видимо, забота об экологии). Картошку везут конечно без палет, навалом, но принцип понятен: в Польше дешевле чем в Германии рабочая сила и вода.
Из Европы мода на паллеты приехала в Россию: за 2013 год грузооборот в автоперевозках с одной только Германией увеличился на 4,42% (с 3,45 миллионов тонн в 2012-ом до 3,60 миллионов тонн в 2013 году). И практически все эти миллионы тонн грузов приехали к нам на паллетах. При средней загрузке грузовика 17 тонн – это 212 198 грузовиков. И в каждом примерно 28 паллет. Следовательно, только за один год и из одной только Германии в Россию «эмигрировало» 6 миллионов паллет! Вывод однозначный: паллетизация России неминуема.
Но засилье паллет царит далеко не везде. В Китае, например, они вообще большая редкость. А связано это с тем, что практичные китайцы не видят смысла возить воздух ради скорости загрузки/разгрузки и сомнительной защиты экологии и в ущерб эффективности. Грузчиков в китае достаточно и платят им не много. На большинстве китайских магистралей весовые ограничения — 90 тонн. Для сравнения, в повернутой на экологии Европе в стандартный грузовик (примерно 90 м3) разрешено загружать максимум 24 тонны (все на паллетах, естественно). Помещается туда максимум 33 европаллеты, что дает 5% паразитного объема и 500 кг паразитного веса на каждую машину! А в странах Скандинавии, например, разрешены автопоезда огромной массы и длины. И тот груз, который в Китае или Скандинавии перевозит один грузовик, в России и культурной Европе везут три машины. А это три водителя вместо одного (создают рабочие места?), пробки на дорогах (с которыми потом неистово борются) и в три раза больше сожженного топлива. Вот и думайте, где об экологии только говорят, а где о ней действительно заботятся!